Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Путевые заметки 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Путевые заметки
Приветствую всех!

Не хочется забивать своими заметками "вече", а хочется иногда что-то высказать, отметить и куда-то положить. Что-то, что встречается на жизненном пути. Как в блокнот. Да, в этой теме, не всегда будет "творчество", но будет что-то вроде блокнота-дневника, куда будут складываться какие-то интересные мысли, идеи и мои размышления, а иногда даже анекдоты и притчи - бессистемно и подряд. Если что-то будет интересно, то можно будет отсюда это вытащить и обсудить отдельно.


02 ноя 2023, 16:12
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
А. С. Пикалов

НАШИ УБЕЖДЕНИЯ
(запись живой беседы от 21 апреля 2012 года, г. Москва)

Сегодня нам необходимо затронуть две очень немолодые темы, старые темы, как сам мир. И <…>, возможно, удастся придать этим темам какой-нибудь более новый аспект. Первая тема эта: наши убеждения, – очень важный момент в жизни каждого человека, момент, который определяет нашу нравственность, наше состояние духовности, наше понимание, наше Страведирование даже и т.д. Наши убеждения есть такая Сила, которая превышает и Жизнь и Смерть. Ради своих убеждений обычно люди готовы пожертвовать самих себя. Хотя типажей и видов убеждений всяких много, а, следовательно, и поведений в обществе людей множество всевозможных, и отношения к Миру, всевозможные абсолютно. Тема настолько с одной стороны запутанная, настолько касающаяся всего и вся… но всё же она в первую очередь касается нашего сознания.

Все мы, наверное, хорошо знаем из художественной литературы, из личного опыта жизни, что наши убеждения переменчивы, они постоянно меняются, они замещаются на другие, на более худшие, более лучшие, так сказать, или какие-то другие вообще. Вот как бы в органе нашего убеждения есть… где зиждется это убеждение, убеждённость человека. Кажется, все силы Мира именно сосредоточены там. Слишком много они чего определяют в нашем существовании. И в религиозном аспекте, и в философском аспекте, и в каком угодно другом.

Изменение наших убеждений по времени, по обстоятельствам, по влиянию, и по другим вещам, которые влияют на нас, свидетельствует о том, что как бы мы ни ценили нашу убежденность, как бы мы к ней благоговейно ни относились, как бы мы её ни берегли, она всё равно становится иной. И поэтому этот процесс (по времени) изменения нашей убежденности создаёт условия <...> всё что нас пропитывает, более высокое или невысокое и т.д., но то, чем мы согласны руководствоваться. В общем, феномен убежденности в силу достаточно большого числа влечений, не может быть истинным явлением, истинным свойством Человека. Человеку свойственно свои убеждения считать истинными – вот я думаю так, следовательно, так правильно – обычная подоплёка решения вопроса, связанного с убеждением. Всё это ложно, всё это неприемлемо. Мы ни при каких обстоятельствах не должны руководствоваться своими убеждениями, не осознавая того, что они несовершенны. А пользоваться несовершенными вещами, как мы хорошо понимаем, не приводит ни к чему хорошему, ни к чему правильному, ни к чему должному.

Тем не менее, что бы мы ни говорили по этому вопросу, как бы мы ни характеризовали, не определяли наши убеждения, мы, помимо нашей слабой воли, всегда ими будем руководствоваться. И поэтому делать постоянно ошибки, постоянно совершать неприемлемые (и приемлемые тоже) поступки, преступления и прочее, и прочее. В любом случае мы должны для себя установить, что руководством нашей Трасконтации не «убеждение» наше должно быть, а нечто совершенно другое. Другое, которое носит характер, так сказать, истинного чего-то, постоянного чего-то, неизменного чего-то. Это «чего-то» в нас существует, но структурно это «что-то» – оно не выражено в такой степени, как «наше убеждение», и поэтому влияние на нас очень маленькое. Наша задача заключается в этой связи в том, чтобы отыскать пути к этому «нечто», постоянному, истинному, чем можно руководствоваться, чем должны руководствоваться – в нашей жизни, в наших поступках, в наших отношениях и прочее. Есть осознанное, безусловное понимание – без того, чтобы открыть для себя тропу в эту область, в которой можно находить всё что надо и черпать столько, сколько надо, – ничего полезного, хорошего не может выйти.

Я думаю, что наша недееспособность, демонстративно демонстрирующаяся, вытекает как раз из того, что мы руководствуемся совершенно не тем, чем должны были руководствоваться. Руководствоваться «иным», которое неизвестно где располагается в нас и неизвестно что собой оно представляет… но только есть слабый луч надежды на то, что вот эта твёрдая основа, эта твёрдая опора, которая никогда человека не приведёт к ошибкам, неправедностям, заблуждениям, к ложным поступкам, преступлениям и прочее. Этому можно дать термин соответствующий, с тем чтобы предметно, так сказать в руках с этикеткой, двигаться к поиску этого нашего важнейшего свойства.

Это свойство в истории человеческой мысли, в истории Древних Культур звучало, конечно, сильно, по-разному, решалось тоже по-разному, но, как нам хорошо известно, все эти решения Древности ни к чему не привели <...> и на что пожертвовали миллионы и, возможно, миллиарды жизней людей. <...>

Этот момент, мне кажется, чрезвычайно важным. Он может звучать для нас сегодня последним аккордом, последним аккордом по целому ряду причин. Возможно, для некоторых из здесь присутствующих это может быть толчком к собственному изменению, преобразованию, становлению на Путь Воина и т.д. Мы все ведь хорошо знаем, что пребываем в среде тотальной неправды во всех аспектах существования Энтроформ. Поэтому брать в себе внутреннюю какую-то опору, основу, – надо её искать, надо взаимодействовать, надо научиться всему этому, потому что иное ни к чему нормальному, хорошему не приведёт, как не приводило в прошлые столетия и тысячелетия, так не приведёт и теперь. <...>

_______
Небольшой и совсем неточный словарик:

Трасконтации - существования.
Страведирование - один из способ постижения действительности.
Энтроформ - этрантных форм, т.е. вселенский форм, в некотором смысле Жизнеформ.


02 ноя 2023, 16:16
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2010, 12:38
Сообщений: 1462
Сообщение Re: Путевые заметки
Словарик мало чем помог.
Но - ладно.
(В нескольких смыслах "ладно").

Я никогда не считал себя недееспособным.
Я никогда не считал наш Круг недееспособным.


02 ноя 2023, 19:28
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
В данном случае эту терминологию можно пропустить, посыл понятен и без неё. По поводу "дееспособности" - да, это одна из "больных" тем ПАС. Тут нечего обсуждать, это мало кому нравилось в нашем кругу, но из песни слова не выкинешь. Дед ощущал, что мы ищущие, но не пробужденные - наверное так можно оправдать эти слова, - а нужны уже пробужденные.

Собственно этот разговор был призыв к пробуждению.


02 ноя 2023, 19:40
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Перечитывал недавно письма Смирнова и обратился вот к какому месту, где он обращается к памяти ученого И. П. Павлова, которого называл своим учителем:

Смирнов писал(а):
Он обладал даром стимулировать мысли слушателей. Нередко он прерывал изложение, обращаясь к тому или иному из слушателей, спрашивая его мнение об излагаемом вопросе, радовался хорошему ответу и досадливо восклицал, получив путаный ответ: "Думать надо, думать! Эх, русский человек, – думать не умеет." Это вовсе не значит, что он порицал русское и преклонялся перед "немцами" – как раз наоборот. Его страстное желание видеть в Родине только хорошее, побуждало его горячо реагировать на каждый недостаток, но не для выставления его напоказ, на осмеяние, а для возможного исправления.


Оказывается у Павлова были на эту тему лекции. В апреле ― мае 1918 г. Павлов прочел три лекции, которые обычно объединяют общим условным названием «Об уме вообще, о русском уме в частности». Не буду обширно цитировать Павлова, в его лекциях есть нелицеприятные мысли о русском уме и русской революции - кто захочет, тот прочтет, текст простой, незамысловатый, но в некотором смысле актуальный и для сегодняшнего дня. Некоторые тезисы лекции ниже дам.

Павлов о революции писал(а):
Но если целый народ, в своей главной низшей массе недалеко отошедший от рабского состояния, а в интеллигентских слоях большею частью лишь заимствовавший чужую культуру, и притом не всегда удачно, народ, в целом относительно мало давший своего самостоятельного и в общей культуре, и в науке, ― если такой народ вообразит себя вождем человечества и начнет поставлять для других народов образцы новых культурных форм жизни, то мы стоим тогда перед прискорбными, роковыми событиями, которые могут угрожать данному народу потерей его политической независимости.


Основные тезисы лекции об уме вообще:

1. Посвящение всего самого себя выбранной теме (то, что у Смирнова называется "моноидеизмом").
2. Свобода и беспристрастность мысли.
3. Умение абстрагироваться от мелочей и умение их учитывать.
4. Истина всегда проста и нужно уметь её просто изложить.
5. Постоянное сомнение в тех или иных постулатах.
6. Истину (в научном смысле) надо любить.
7. Скромность и смирение мысли.

Некоторые тезисы лекции о русском уме:

1. Невежество русского крестьянского ума. В массе своей это ум крестьянский, и много не знает и не понимает. Пример: Солдаты отказались от карантина, как буржуазной выдумки; Холера (болезнь) – от докторов, не будет докторов, не будет и холеры.
2. Неумение сосредотачиваться на главном - характеристика русского интеллигентного ума. Постоянные заседания, споры, говорильня. Подаются реплики, отвлекающие от основной темы и все хотят говорить, говорить и говорить.
3. Студенческий русский ум. В студенческой среде тех, кто вдумывается, зачитывается той или иной книгой называют «зубрилой». Того, кто задает вопросы, хочет понять тот или иной момент, называют «тяжелодумом», неумным, недалеким.
4. Натиск, быстрота, налёт, подвижность – свойство русского ума. Нужна постоянная новизна, и отвергаются скучные повторения: «Ах этот, он всё о своём!». Но признак ли это сильного ума? Нет!
5. Нежелание вдумываться в факты. Русскому уму подавай слова, но не факты. Факты ему не интересны. Русский ум не проверяет смысла слов, не ищет стоящего за ним конкретики, факта, любуясь самим словом. Отсюда любовь к слухам, сенсациям.
6. Отсутствие свободы. Стоит только кому-то начинать говорить по другому, не в общем русле, общем настрое, как тут же его "зашикивают", объявляют чуть ли не врагом. Привязанность к собственной идее у русского ума есть, а вот способность услышать противоречивое мнение – нет. Т.е. отсутствует беспристрастность.
7. Пренебрежение мелочами. Русский ум более склонен к общим построениям, хотя мелочи могут перевернуть эти общие построения с ног на голову. Это слабость русского ума.


Вложения:
pavlov.pdf [201.18 KIB]
Скачиваний: 361
03 ноя 2023, 09:42
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Встретилась формула:

"Кто что взял, то и несёт".

Чем то эта формула пересекается с евангельским: "Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. (Флп.3:16)". Смирнов в письмах дает свою интерпретацию этих строк: ""Кто чего достиг, того и держись, а если ещё иного достигнете, то Бог и то укажет вам".

СВЕ как-то рассказывал историю. Пришли саматвиристы группкой к какому-то кружку. И вот кто-то что-то начал говорить, продвигать какую-то идею. И человек из другой группы вдруг воскликнул: "Что ты несёшь?!!!!". Но поняв, что прозвучало это грубовато, поправился: "Нет, я в том смысле, с чем ты пришел? Что хочешь донести до нас?". В рассказе СВЕ история эта звучит очень смешно...

"Что ты несёшь?!!!" Во всех смыслах этого слова...


03 ноя 2023, 13:55
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Цитата из письма АЭЛ ПАС от 15/I 1970 г.:

АЭЛ писал(а):
Приведу выдержку из рассказа члена Брахмосамаджа Шиваната Шастри: - "Однажды братья рассуждали об атрибутах Божества и спорили о том, насколько они отвечают запросам разума. Рамакришна остановил их словами: "Довольно! Довольно! чего ради спорить о том, разумны ли атрибуты Божества? Вы говорите, что Бог добр: разве вы можете убедить меня в его благости рассуждениями? Смотрите на это наводнение, только что погубившее миллионы! Как вы мне докажете, что так повелел благодетельный Бог? Вы мне ответите, быть-может, что это наводнение смыло нечестивые дела и удобрило почву. - Но разве благой бог не смог бы совершить всё это не поглощая тысяч мужчин, женщин и детей? Один из слушателей возразил: - "Значит мы должны считать, что Бог жесток?"
"О глупец, - воскликнул Рамакришна - кто сказал вам это? Сложите руки, скажите смиренно: "О Господи, мы слишком слабы и слишком неспособны, чтобы понять Твою природу и Твои действия! Соблаговоли просветить нас!"... Не рассуждайте, Любите!"


04 ноя 2023, 09:12
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
О том, как менялся смысл слов со временем (диакретика не везде соблюдена):

Трубачев писал(а):
И.е. ku̯en-to-, откуда слав. *svętъ, обнаруживает исходное значение 'набухший, выросший, усилившийся', ср. (7, с. 17 и passim). Терминологизированный сакральный характер с оттенком внешнего 'сияния' прибавился сюда позже. Мы согласны с Топоровым, что, например, *Svętoslavъ – это «не тот, чья слава "сакральна", но "тот, у кого она возрастает, ширится"» (7, с. 40). Но, может быть, еще явственнее это в случае с именем *Svętopъlkъ = 'тот, полк (дружина) которого множится'. Широкоупотребительная по сей день русская пословица: "Свято место пусто не бывает" (которую следует понимать в том смысле, что 'изобильное не бывает пустым') – говорит сама за себя и дышит архаикой. Мы имеем здесь перед собой смысловую оппозицию, едва ли замеченную исследователями, 'святой' – 'пустой' (то есть с чертами до-сакрального, дохаризматического употребления и при полном отсутствии признаков блеска). Русское пустосвят 'исполнитель внешних обрядов для виду' (словарь Даля) уже показывает дальнейшее семантическое развитие. Одним словом, исследуя старую религиозную терминологию и через нее – более древнее состояние культуры, мы нередко рискуем модернизировать и подгонять под свой собственный (христианский) способ видения многое из исследуемого.


04 ноя 2023, 12:39
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Ольшевский писал(а):
...тишина не может быть выражена с помощью слов.


04 ноя 2023, 15:52
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
О безмолвном почитании высших сил

Трубачев О. Н. писал(а):
Еще большего критического пересмотра требует состояние исследований по реконструкции праиндоевропейской религии. Здесь вызывает сомнения не только изначальное наличие развитого пантеона (бесспорный продукт отдельных развитых, то есть более поздних, культур), проблематично даже праиндоевропейское наличие обобщающего термина 'бог', оно оказывается семантической инновацией. Заслуживают внимания в противоположность этому реликты практических ритуалов молчаливого почитания с запретами прямого называния божества (изначальность табу), развитому богопочитанию более поздних эпох предшествовали примитивные культы. Неким культурным аналогом молчаливому почитанию служит — также древний — молчаливый обмен в торговле.


04 ноя 2023, 16:26
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron