Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Путевые заметки 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Шарль Серрюс писал(а):
Софизм «лжец». Так называется известное уже древним противоречие в понятии класса. Противоречие это раскрывается в следующем рассуждении: житель острова Крита Эпименид утверждает, будто все критяне — лгуны. Допустим, что все другие утверждения критян оказались ложью; требуется решить вопрос: сказал Эпименид правду или солгал. Предположим, что он сказал правду, — в таком случае все критяне без исключения лгуны, Эпименид, как критянин также лгун и, следовательно, он солгал. Так как Эпименид оказался лжецом и так как, по нашему предположению, все другие критяне — также лжецы, то, следовательно, говоря, будто все критяне — лжецы, Эпименид сказал правду. Итак Эпименид одновременно в одном и том же утверждении и солгал, и сказал правду. Античные мыслители считали это рассуждение софизмом.


10 ноя 2023, 13:47
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Разработкой и анализом вышеприведенного парадокса занимался Бертран Рассел и другие математики в начале двадцатого века. Он может быть сформулирован по другому, например: «Это высказывание – ложно. Истинно ли оно?». Этот парадокс математики связывают с тем что наивные представления о множестве противоречивы. Например, множество «человек» не является само по себе «человеком» и не включает себя в самого себя и подобное противоречие не возникает. "Этот человек белый". Ну белый же? Что тут рассуждать, не черный же.

Подобное множество, не включающее себя в самого себя можно назвать «обычным». Усложним задачу. Представим себе множество, которое включает в себя все "обычные" множества. И вот тут возникает парадокс «лжеца» - если это множество множеств тоже является "обычным", то, как уже рядовое "обычное" множество включается в самого себя. Как только множество включит себя в самого себя, оно станет "необычным" и мы должны исключить его из этого множества множеств "обычных" множеств. Как только мы исключим его из множества множеств оно тут же станет станет "обычным" и мы должны опять его включить - так начинается бесконечный цикл перебрасываний ярлыков. Математики пытались решить в разных теориях подобные парадоксы введением новых понятий, таких как классы, стоящие над множествами, или прямым запретом множествам включать себя в самого себя.

Можем ли мы опираться на логику, если она утверждает свою выводимость, логичность, непротиворечивость, но содержит в себе такие противоречивые "петли"? И на язык? Ведь многое в нас построено на языковой логике - если так, то так, если эдак, то разэдак и т.д.

Верен ли тезис агностиков который выразил Протагор: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого»?

Как поступить нам? Формальные системы изжили себя, но мы продолжаем толочь воду в ступе языка и формализма. Требуем строгих языковых дифиниций в споре друг с другом, а по сути взбалтываем воду в языко-логическом стакане. Фактически занимаемся языковыми игрищами.

Получается, нам нужен прорыв в над-логичную, над-языковую новизну. А это уже уровень совершенной тайны. А иначе ведь никак, совершенно никак нельзя иначе. Ведь иначе мы будем спорить бесконечно по мелочам друг с другом, занимать ту или иную позицию сознания, основанную на каких-то догмах, аксиомах. И это бесконечно бессмысленно. Нужен прорыв во что-то более правильное и истинное.


10 ноя 2023, 14:48
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Мы вечны, а они текут.

Флоренский. Из письма В. В. Розанову писал(а):
Но мы имеем чувство вечности, пребываемости, неотменности значения всего нашего. Мы стоим в стороне, а они кричат. Но мы знаем, что перестоим их и всех подобных им - и спокойны Мы вечны, а они текут. Чего же ругаться.


10 ноя 2023, 18:10
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Катхака-упанишада писал(а):
Там не сияют ни Солнце, ни Луна, ни звезды, ни молнии, ни земной огонь. Того, кто единственно светит, отражает все остальное, и вся вселенная сияет Его Светом.

Светило бы Солнце, стояла бы Земля, если бы нас не стало? - Ну конечно, - ответит любой человек. Сколько людей умирает, умерло, а Солнце продолжает светить и Земля стоит. - Но светит Солнце для нас, для людей! А само по себе оно светит? - Ну конечно же светит - это же факт!

И вот на этом вопросе возникает проблема Мира. Как это само по себе? Само по себе без Наблюдателя? Без наших слов, без наших объяснений и пониманий? Ну да, ведь есть же объективные процессы, ядерные реакции, истечения фотонов, солнечный ветер, конечно, оно бы всё и продолжалось само по себе, даже будучи не будучи нас, - кто то скажет. Палец указывающий на Солнце, не есть Солнце, - скажет другой, - а раз так, то Солнце есть, даже когда пальца нет. Нет пальца, нет Солнца, - скажет другой. И "нет" нет и "есть" тоже нет без "пальца" слов? Но, может быть, все так называемые «объективные процессы» это всего лишь модель, теория. Теории меняются и в какой-то момент окажется, что нет никаких ядерных реакций, истечения фотонов, что солнечный ветер совсем не солнечный и не ветер и т.д. Возможно ли такое? Конечно! Тогда что же с Солнцем? И есть ли оно вообще? Само по себе и для самого себя? И если есть, то Солнце ли оно? Ведь Солнце это Солнце в определенной «картине мира» Наблюдателя. Например, несложно себе представить, что нет ни солнца, ни планет, а есть сгустки, уплотнённости определённых полей. Разреженности этих полей мы воспринимаем как пустоту, концентрацию, как планеты, солнца и т.д. Тогда и солнц никаких нет, ни планет. И Солнце не светит, и Земля не стоит. Да и как может Земля стоять? Что у неё ноги есть что-ли? Мы так заигрались в оруконожие мира, что у нас Земля вдруг стоит… Да и на чем она стоит? Ах она плывет? А в чем плывет? В великом океане Пракрити?

Колышется Единое поле Вселенной, а мы, Интерпретаторы, не видим великую гладь, великие шторма, великие бури и великие штили этого поля! Мы не видим Великого Возмутителя этого Поля! Взметнулся гребень волны – а нам кажется, что образовалось Солнце, планеты, астероиды и кометы пронзают космические просторы. Вот он, этот гребень, вспенился, и образовались бесчисленные жизнеформы, наполнилась жизнью Земля. Ау! Это всего лишь гребень волны! А если б мы видели мир такой, какой он есть для самого себя, то удивились бы, как грубо, как ложно, как неадекватно мы воспринимаем мир! - Но чтобы воспринимать мир какой он есть для самого себя нужно стать самим миром, - скажет кто-то. Непростая задача - стать целым миром, вселенной... А ещё лучше узреть того, кто светит, когда нет света, кто пребывает, когда нет существования. Узреть не имея глаз.


11 ноя 2023, 09:51
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Хосроев. История Манихейства писал(а):
Однако уже манихей Фавст, по словам Августина, возражал на упреки христианских
полемистов в том, что манихеи исповедуют двух богов. Так, он говорит: Unus deus est,
an duo? Plane unus. ...Numquam in nostris quidem assertionibus duorum deorum auditum est
nomen. ...duo principia confitemur, sed unum ex his deum vocamus, alterum hylen (C. Faust.
XXI. 1; Zycha 568. 9 сл.: «Существует один бог или два? Разумеется один. <...> Разве в
наших утверждениях можно что нибудь услышать о двух богах? <...> Мы признаем два
начала, но одно из них мы называем Богом, а другое – материей»).

Манихейство = Санкхья Ишваракришны?


11 ноя 2023, 11:22
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2010, 15:03
Сообщений: 1040
Сообщение Re: Путевые заметки
Начнём отсюда, если конечно, "путевые записки" предусматривают обсуждение, помимо манифестирования.
Стравада писал(а):
Софизм «лжец». Так называется известное уже древним противоречие в понятии класса.
Даже самый-самый лжец не может лгать постоянно. Это аксиома. Простая жизненная аксиома, очевидная всем живущим. Раз так, то высокое теоретизирование, не вдаваясь в детали, разбивается об опыт, который, кстати, легко выразить в словах. Совершенно ли слово? Минуя хорошо известные, "вначале было слово...", ответ... не столь очевиден. Кем и как произнесённое? Вот даже ты, Стравада, опираешься на слова. По сути, вся эта ветка - слова, слова, слова. А иначе и быть не может. Можно сказать, шип достаётся шипом, но... Но, я сейчас не спорю с тобой. Просто предлагаю несколько иной взгляд на мир. Он проще, примитивнее, безусловно! Хотя могу и в сложность. Дом с крыши не строят.


11 ноя 2023, 18:11
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Да, конечно, давай обсудим.
Я понимаю, что некоторые из подобных парадоксов в какой-то степени вымышленны, т.к. возникают при определенных искусственных ограничениях, которые ты выше хорошо показал. В обыденной жизни мы с парадоксами не сталкиваемся, но обыденная жизнь и не выходит на пределы круга мировоззрения и мировосприятия и не заходит за них. Хотя вернее мы сталкиваемся с ними, но не замечаем. Вот тоже движение, например. Совершенно таинственный процесс... Или вот например звонок на телефон, ещё даже не глядя на него, ты знаешь кто позвонил - нет оснований для такого знание в обыденном мире, но прорывается что-то другое.

Есть ещё проблема аксиом, догм, которые не доказываются, а просто принимаются. Об этом тоже у Смирнова есть комментарии. Я здесь скорее о "фундаменте" на котором построены эти "слова, слова, слова...". Фундамент нужен, а он находится за словами. Что это за фундамент? Духовные переживания? Духовные проблески, прозрения, озарения, проникновения? Сложно это всё как-то обозначить. Но если слова не строятся на этом фундаменте, то всё рассыпается, как говорил Смирнов про учение Шмакова. Мне не близка формула: "Знающий не говорит, говорящий не знает", - наверняка "знающий" может сказать, услышат ли? Вот в чём вопрос.

Иногда поговоришь с человеком и чувствуешь - у него есть знания, у него есть способность рассуждать, у него есть здравый смысл - но нет того фундамента. Слова у него построены на словах, а не на "запредельном". Бывает поговоришь с другим человеком - у него есть позиция сознания, - это интересно, но это не фундамент, - он может победить тебя в споре, но уйдешь ты непобежденным, почему-то. И это не значит что я какой-то там духовитый, просто выработалась какая-то чуйка. Вот у Коловрата ощущается этот фундамент. И это без всякой лести. Он льет слова из него, а не из слов (но не всегда конечно, не буду врать). Да и Смирнов не всегда, Пикалов тоже. Бывают и ошибаются люди, когда строят слова на словах. Но в важных вещах, базисных - ощущается фундамент. Такие люди сами по себе интересны - они феномен и редкость. Может и в тебе он есть, - пока не знаю, мало общались. Но, главное, хотелось бы чтобы у всех он проявился.


11 ноя 2023, 19:52
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Я иногда ловлю себя на мысли, что боюсь ответов на свои сообщения. А вдруг я где-то ошибся, а вдруг меня неправильно поняли, а вдруг я неправильно понял и отреагировал. Может быть не только я один боюсь? Если так, это совершенно никчемная боязнь, проистекающая из основ "маленького я" - нужно держать лицо и реноме. С другой стороны, может быть это что-то большее, чем озвученное ощущение выше? Пока не могу разобраться...


11 ноя 2023, 20:42
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 янв 2010, 22:15
Сообщений: 594
Сообщение Re: Путевые заметки
Стравада, любопытный момент... Я накануне перебирал черновики и натолкнулся на своё стихотворение:

***
Слово – плоть, а душа у него –
Столь же трепетна, столь же незрима,
И божественно непостижима,
Как душа Человека…

А сейчас читаю твою ветку и вижу, что здесь как раз об этом же говорится...


11 ноя 2023, 21:59
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Светобор. Да, можно в эту сторону тоже взглянуть. Всем известен метод деления на тройки. Три гуны, Три мира. Схема, но иногда удобная. Тело-Душа-Дух. Тогда и у слова тоже можно выделить тело, душу и дух. Но в духе, наверное, уже все сливается.

Совсем в другую сторону, если воспринимать слово как действие-вибрация-звук, у индусов о звуке Ом (Аум):

"Везде, где есть какое-либо Kárya (действие), должно быть Кампан (вибрация). Когда есть вибрация, должен быть звук, независимо от того, улавливается он ухом или нет. В начале творения, когда от Природы в состоянии равновесия (samya-avastha) впервые начался акт творения, первой вибрацией, созданной в Природе, была Pranava Dhwani, звук Пранава. Это не просто вопрос воображения; йоги могут осознать Пранаву. Когда Йог приближается к Samyavastha Природы , он всегда слышит этот звук Пранавы". (Bharat Dharma Mahamandal, "The World's Eternal Religion", Benares, 1920, стр. 54).

У православных было (может и есть еще) такое движение как имяславие. Лосев, Флоренский и др. были имяславцами. Корни этого движения выросли из исихазма (православной "йоги"). Флоренский писал: "Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя. Существо Божие выше энергии Его, хотя эта энергия выражает существо Имени Бога".

В данном случае слово становится силопроявлением. У Смирнова про египетскую Книгу мертвых: "Знание "имени" давало власть знающему "имя" над носителями его. Эти "имена" – как бы "формулы" тех сил, овладеть которыми стремится изучающий. Поэтому того, кто овладел Именем, называли "Владыкой Имени" (по-древнееврейски – bal shen, волшебник)". Хотя, конечно, этимология русского слова "волшебный" происходит от волхв, но совпадение любопытное.

Лосев "Философию имени" начинает примечательными словами: "Уже давно было замечено и неоднократно было выставляемо, что мышления не существует без слов. Слово, и в частности имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения".

Этому утверждению возражает Смирнов: "Первым делом учение, отождествляющее Речь и Мысль или, говоря языком павловской психо-физиологии, учение о второй сигнальной системе. Мысль передаётся не обязательно в определённой языковой схеме: для удачной передачи вовсе не обязательно, чтобы передающий и воспринимающий пользовались одним общим языком; не обязательно даже, чтобы один из партнёров понимал язык другого. Более того, не обязательно, чтобы воспринимающий вообще владел речью (передача мысли животному). Возможность передачи мысли животного человеку не установлена (насколько я знаю) достаточно прочно, но лично для себя я считаю такую возможность доказанной".

И в то же время у Смирнова: "Ведь человек характеризуется способностью мышления (homosapiens), а мышление осуществляется Словом (Логосом). Носитель Логоса, Слова, языка – народ. Как народ вне Человечества – абстракция, так и человек вне народа – абстракция".

Что-то накидал в блокнот мыслей, глаза разбегаются. Тема огромная...


12 ноя 2023, 10:20
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 67


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти: