Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Путевые заметки 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
БЕСЕДА НАГАСЕНЫ С ЦАРЕМ О ДУШЕ,
ЦИТИРУЕМАЯ В АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬЕ
(Abhidharm-Koshabhasya of Vasubandhu.
Ed. by P. Pradhan. Patna, 1967, p. 469)

Узел этот был распутан уже в древности. Царь Калинга, придя некогда к тхере Нагасене, сказал: «Я хотел бы спросить почтенного, но отшельники, случается, очень болтливы. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу?»
— «Спрашивай»,—последовал ответ. «Душа и тело — одно ли и то же, или душа — одно, а тело — другое?»
— «Это неопределенно», — сказал Тхера.
«Как! Мы же заранее условились, почтенный, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: это-де неопределенно?»
Тхера сказал: «Я бы тоже хотел спросить государя, но цари, случается, очень болтливы. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу?»
— «Спрашивай»,— последовал ответ.
«Плоды того мангового дерева, что растет у тебя во дворце, кислые или сладкие?»
— «Да нет у меня во дворце никакого мангового дерева»,— сказал тот.
«Как! Мы же заранее условились, государь, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: нет-де мангового дерева?»
— «Как я скажу, сладкие у дерева плоды или кислые, если его нет?»
— «Вот точно так же государь, души ведь нет. Как же я скажу, тождественна она телу или отлична от него?»


05 ноя 2023, 09:32
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Торчинов. Религии мира: опыт запредельного писал(а):
… язык в принципе не может адекватно описать реальность, ибо все языковые формы неадекватны реальности. Неадекватно ей и философское мышление, оперирующее понятиями и категориями. Логическое мышление не в силах постичь реальность как она есть, а язык – описать ее. Следовательно, никакая онтология, никакая "наука о бытии" невозможна, ибо она всегда будет связана не с реальностью, а с нашими представлениями о ней или даже с некоей псевдореальностью, сконструированной нашими мыслительными навыками и ложными представлениями. Все реальное – неописываемо, все описываемое – нереально. Означает ли это, что реальность принципиально непостижима? Нет, ибо то, что недоступно логике и дискурсу, доступно йогическому постижению, когда в акте мудрости-понимания йогинбодхисаттва видит мир таким, каков он есть сам по себе, помимо деформирующего его нашего восприятия. Это мир в его "таковости" (татхата), и в этом мире господствует недвойственность (адвая); в нем нет места противопоставлению субъекта и объекта, единого и многого, покоя и движения и т.д., ибо каждый элемент подобной пары сам по себе пуст, приобретая видимость реальности лишь благодаря своей столь же самой по себе пустой противоположности.


06 ноя 2023, 10:39
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Цитата:
К мудрой сове пришли мыши, и попросили дать совет, что им нужно сделать, чтобы лисы их не ели. Сова дала совет мышам - нужно стать ежиками и тогда лисы отстанут. А на вопрос, как стать ежиками, ответила просто: «Я занимаюсь стратегией, а не тактикой».


07 ноя 2023, 10:07
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Изображение


07 ноя 2023, 10:16
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
К термину "бог", которого Трубачев назвал семантической инновацией. Любопытен небольшой, антикреационисткий трактат Нагарджуны:

Нагарджуна писал(а):
Опровержение идеи Бога-творца и творения Вишну
(Ишвара-картритва-ниракритир-вишнор-эка-картритва-ниракарана)

(перевод В. Андросова)


[ПОСВЯЩЕНИЕ]

Припав к лотосоподобным стопам Учителя
И преклоняясь пред Алмазным Существом (Ваджрасаттвой),
Я пишу из сострадания
Ради Просветления способных учеников.


[Говорят] еще, что есть Бог-творец (Ишвара). Именно Он будет [здесь] исследоваться. Кто творит, тот творец. Кто производит действие, тот называется творцом.

И здесь мы спросим, чтó Он создает: уже существующее или скорее то, что еще не существует?

На самом деле Он не создает уже существующее из-за отсутствия подтверждения [этому]. Если, например, человек (пудгала) уже есть, то дальнейшее [внешнее] воздействие на него не является творением, поскольку [он] существовал ранее.

Можно [предположить], что Он создает то, что еще не существует. Так, к несуществующему относится масло из песка, шерсть [на панцире] черепахи и т.п. Пусть он сотворит именно нечто такое! Но здесь Он не способен к творению. Почему? Потому что оно по-прежнему остается несуществующим.

Таков Он.

Может, он делает несуществующее существующим? Но этого не происходит вследствие взаимной противоположности. Что является существующим, то таковым и остается. Что же является несуществующим, то таковым и остается. Таким образом, у этих двух должна быть взаимная противоположность. Подобно тому как между светом и тьмой, жизнью и смертью. Само собой разумеется, где светло, там нет темноты, а где темно, значит, там нет света. Точно так же, кто жив, тот, несомненно, живет, а кто мертв, тот, несомненно, умер. Именно поэтому из-за отсутствия тождества между существованием и несуществованием Богу-творцу, безусловно, не присуще творение. Так мы считаем.

В чем состоит другой недостаток [идеи Бога-творца]? Он творит других, возникнув сам или не возникнув?

[Если предположить,] что не возникнув сам, то Он, по всей видимости, не в состоянии создавать других. Почему? В силу природы того, что само не произведено. Например, не может возделывать землю и т.п. сын бесплодной женщины. То же самое в случае с Богом-творцом.

Далее.

[Если предположить,] что Он творит других, возникнув сам. Тогда [возникает вопрос], в силу чего Он возник? То ли от самого себя, то ли от другого, то ли от обоих (себя и другого) вместе? В действительности нельзя возникнуть от самого себя, потому что рождение самого себя противоречит опыту. Ибо неверно, что может разрезать само себя лезвие меча, пусть даже чрезвычайно острое. Ибо неверно, что может танцевать даже хорошо обученный, искусный танцор, встав на свои собственные плечи. Почему? Да разве видано такое, разве можно предположить, чтобы быть рожденным самим собой, быть родителем самого себя? Такие речи неизвестны людям.

Далее.

[Можно предположить], что Он произошел [от другого]. Но это невозможно, поскольку другого нет, если нет Бога-творца. [Если же предположить, что другой есть], тогда получится последовательный ряд [возникновения]. Следовательно, [недостаток] будет состоять в обратном движении в бесконечность в силу природы безначального. Если нечто существует и не имеет начала, то его существование не может прекратиться. Отсутствие семени означает отсутствие ростка, ствола, листьев, цветов, плодов и т.п. Почему? Потому что нет семени. [Точно так же] невозможно [возникновение] от другого и от обоих (себя и другого) вместе вследствие ошибочности и логической порочности таких [предположений].

Поэтому Бог-творец не существует.


ВОЗРАЖЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТВОРЕНИЯ БОГА-ТВОРЦА
И ОПРОВЕРЖЕНИЕ [ИДЕИ] ЕДИНОТВОРЧЕСТВА ВИШНУ
ЗАВЕРШЕНО.
У СТОП УЧИТЕЛЯ ВЕЛИКОЛЕПНОГО НАГАРДЖУНЫ
ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗАПИСАНО
ЕГО УЧЕНИКОМ.


07 ноя 2023, 13:01
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Смирнов писал(а):
Атман – не бог – это принцип сознания и миропроявления, реальный (сат) субъект знания, противополагаемый нереальному (асат) объекту знания.


07 ноя 2023, 19:10
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Смирнов писал(а):
Вы спрашиваете, что такое индийские "боги". Прочтите в Мокшадхарме беседу Индры и Бали. Вам станет ясно, что "боги" для индийцев – лишь олицетворение известных сил Природы и ступеней развития сознания. Имена "богов" весьма различны: Агни – Огонь, Ваю – Ветер, Варуна – Небо, Парджанья – Дождь, Индра – Владыка. Нередко встречаются рассказы о том, как "бог" (часто Индра) приходит поучиться к мудрому человеку.

---
Беседа Бали и Васавы (Индры), 223 глава Мокшадхармы.


07 ноя 2023, 19:13
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Две позиции сознания: Время всё побеждает (какой-то вид фатализма, смирение) и Дхарма (действие) абсолютна, а не Время.

Мбх XII, 224:

19. Их всех захватывает пожирающим пламенем Время*;
Но раз времени всё подвластно, то мне, познавшему, какое до этого дело?
20. (Уже) сожжённое (человек) сжигает, (уж) убитое он убивает,
Погубленное ранее — губит, подлежащее получению — получает*.
21. Не вижу конца, размышляя о божественном законе, —
Ни его острова, ни этого, ни того берега не видно.
22. Если б у меня на глазах существ не уничтожало Время,
Быть может, я бы испытывал ликование, гордость, гнев, супруг Шачи!
25. Всё даёт и всё уносит Время,
Всё определяет Время, не кичись же, Шакра, человеческим видом!
26. Раньше, Пурандара, пред моим гневом всё трепетало,
(Нынче) же я постиг вечный* (закон) этого мира.
27. И ты так смотри. Не восхищайся самим собою!
Могущество, возникновение устанавливаются не нами.
36. И не твоё это дело, владыка, и не я тому виновник, Шакра,
Будь то счастье, несчастье — всё творит летучее время.

---

Мбх XII, 137, 50-53, 78-80:

«Если время властно надо всем, то разве может кто-то испытывать вражду? Почему же тогда родственники идут мстить за убитого?
Почему боги и асуры в прежние времена убивали друг друга?
Если от времени зависят рождение и смерть, счастье и несчастье, бытие и небытие, зачем тогда врачи хотят сделать лекарство для больного?
Если время все пожирает (сжигает), какой толк от лекарств?
Почему же люди, охваченные горем, рыдают и сетуют столь громко?
Если время – мерило всего, откуда быть дхарме у тех, кто совершает деяния.
Судьба и деяния рук человеческих взаимосвязаны. При этом удел благородных – действие, трусливые же пресмыкаются перед судьбой.
Дело, несущее благо, должно быть выполнено, будь оно приятно или же неприятно. Человека, бездеятельного по натуре, всегда постигают всяческие несчастья.


09 ноя 2023, 12:27
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2010, 12:38
Сообщений: 1464
Сообщение Re: Путевые заметки
Не вижу большой разницы между этими двумя точками зрения.
Они с разных сторон выражают ту же позицию.

Я воспринимаю Время по другому.


09 ноя 2023, 15:55
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Да, наверное, ты прав.


10 ноя 2023, 13:45
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 95


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти: