Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Путевые заметки 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Цитата:
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. (Евангелие от Луки. 6, 43, 44)

Читая эти строки, содержащие незамысловатую бытовую метафору, можно прийти и к такому, более общему суждению: «Разве может быть от доброго зло, смерть?». А ведь в ИХИ утверждена мысль что Мир сотворён Богом ex nihilo – из ничего, из ничто. Оставим пока в стороне мысль о том, может ли вообще «творить» Бог и также мысль философа Парменида что «ex nihilo nihil fit» (из ничего ничто не происходит). Итак, Бог творит мир из ничего, бог добр, бог благ, и нет доброго дерева, что приносило бы худой плод. Но в мире есть смерть и творится всяческое зло... Так что же Бог зол? Бог не благ? Или бог не существует? Подобные размышления в виде возражения против существования Бога мы можем найти у Фомы Аквинского в «Сумме теологии»:

Цитата:
Возражение 1. Кажется, что Бог не существует; ибо если одна из двух противоположностей бесконечна, вторая необходимо уничтожается. Но имя «Бог» означает, что Он есть бесконечное добро. Значит, если Бог существует, [в мире] не может быть никакого зла. Но в мире есть зло; следовательно, Бог не существует.

и отвечает на это возражение словами Августина:
Цитата:
Ответ на возражение 1. Сказано Августином: «Господь, который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро»43. Таково одно из проявлений бесконечной благости Господней, что Он попускает существовать и злу дабы и его обращать во благо.

Т.е. Бог настолько Благ, что позволяет быть и злу, дабы преобразить его в Добро.

Еще до существования Христианства этот вопрос был поставлен Эпикуром, к сожалению, доставшийся нам только в изложении Лактанция.
Цитата:
Либо боги хотят что-то сделать со злом, но не могут; либо могут, но не хотят. Тогда они либо бессильны – в этом случает их не нужно боятся, либо злобны – и в этом случае они уже не боги.

Проблема эта извечная, фундаментальная. Выше уже цитировал слова Рамакришны, как он разрешал её...


12 ноя 2023, 10:50
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Смирнов. Из введения к ЦГМ писал(а):
Все великие (двунадесятые) праздники христианства можно легко связать с зодиакальным положением Солнца, причем пребывание солнца в двух кардинальных точках эклиптики – точке зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия – отмечалось двумя самыми великими праздниками – Рождеством и Воскресением* Христовым.

* Любопытно, что в рукописи Грищенко и Пикалова - "Вознесением". В других рукописях "Воскресением", что по смыслу верно. Это к вопросу о том как переписчики могли ошибаться, когда перепечатывали тексты тетрадок Цикла годичных медитаций.


13 ноя 2023, 10:48
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Колин Уилсон. Философский камень писал(а):
Люди абсолютно заблуждаются насчет природы чувств. Или уж, если примитивизировать: чувства предназначены не впускать, а сдерживать приток извне.


14 ноя 2023, 08:59
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Колин Уилсон. Философский камень писал(а):
Представьте себе двоих людей, плечом к плечу пытающихся сдвинуть вросший в землю огромный камень. Камень остается абсолютно незыблемым, и из тех двоих никто не сознает усилия друг друга, поскольку каждый всецело сосредоточен на своем усилии. Тот камень начинает слегка поддаваться, и оба напрягаются еще сильнее. Камень поддается еще, и теперь каждый из них сознает помощь соседа, поскольку камень теперь отзывается на их давление и каждый может чувствовать отдачу от усилия соседа.

Единство достигается в совместном усилии. Усилия складываются, умножаются, возводятся в степень, когда это Единство достигается.

P.S. Прочитал с удовольствием книгу Колина Уилсона "Философский камень". Это что-то типа более легкой вариации его же книги "Паразитов сознания" с другим посылом и основой. Может кого-то заинтересуют эти две книги.


15 ноя 2023, 14:07
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2010, 12:38
Сообщений: 1469
Сообщение Re: Путевые заметки
Стравада писал(а):
Лосев "Философию имени" начинает примечательными словами: "Уже давно было замечено и неоднократно было выставляемо, что мышления не существует без слов. Слово, и в частности имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения".

Вот в этом и есть одна из главных "заковык" рассуждений, логики, и так далее.

Одно из базовых положений Раджа-Йоги:
В Человеке существует три базовых безусловных рефлекса (не надо придираться здесь к словам, было ли понятие "рефлекса" в Йоге - было, в том или ином виде, и Смирнов признаёт, что Йога работает с безусловными рефлексами, добиваясь контроля сознанием этих рефлексов). Так вот, в Человеке существует три базовых безусловных рефлекса: дыхание, сердцебиение, мышление. Когда Человек входит в этот Мир - эти три базовых рефлекса запускаются, и начинают создавать Манас, интегрирующий центр, соединяющий внешнее и внутреннее.

Далее: Манас - необходим для жизни в Мире, но он закрывает более высокие области Человека. Смирнов тоже признаёт, что мы отождествляем Манас и "я", что в корне неверно.

Далее: чтобы пройти в более высокие области Человека, надо остановить Манас. Для этого надо остановить один из трёх базовых безусловных рефлексов. При этом, остановка одного из них, приводит к остановке двух других.

Таков предельно жёсткий путь Раджа-Йоги.
Собственно говоря, все прочие положения этой Йоги - только оформление этого Пути.

Теперь вопрос: есть ли у новорожденного ребёнка "слова"?
Видимо - нет.
А мышление, формирующее Манас - есть. Оно включается сразу же, начиная формировать фундамент взаимодействия с Миром.
То есть, мышление, в своей сути, глубже слов.


16 ноя 2023, 18:26
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Пока оставлю в сторону тему "слова". К ней надо ещё готовиться, размышлять. Прочитал Лосева "Жизнь". Очень любопытный философско-художественный очерк. Скорее всего писался во время Великой отечественной войны.

Лосев. "Жизнь" писал(а):
Родина есть общее, но не мыслительно, не логически только общее, а физически и социально общее. Родина есть не то общее, которое только формулировано в голове, занумеровано, проштемпелевано и зарегистрировано в науке. Родина есть то реальное общее, которое меня реально породило с моим человеческим телом и с моей человеческой душой. Это общее — потому родное мне, родственное мне. Здесь мой отец и мать, не физически только, а для всего того, что во мне есть, и для личности моей отец и мать, и для социальности моей отец и мать, и для духовной жизни моей родители и воспитатели. Всякая философия, которая не питается учением о Родине, есть наивная и ненужная философия. Ее «обобщения» слишком узки и ничтожны; ее «познание» слишком нежизненно, ее «мир» и «бытие» — пустота и тюрьма, всезлобное исступление рассудка, безличное раскаяние живого духа на Голгофе собственного жалкого самообожествления.


Есть в этом произведении очень сильные слова, сказанные оппонентом Лосева (Юрка) о жизни. Я их интерпретирую как о жизни с маленькой буквы в духе Смирнова (сат-асат):

Цитата:
— Да не меняется жизнь, а просто она слабоумие. Ну, если ученик не скажет сразу, что пятью пять двадцать пять, а начнет думать, тереть себе лоб, потеть, чесать в затылке, требовать органичности и постепенности, косноязычно молотить всякий дряблый вздор и, наконец, после целого часа усилий, догадок, воспоминаний, даст тебе ответ «двадцать четыре», то что ты скажешь о таком ученике? Или он просто глуп и невежа, или, если он учился, то это — слабоумие. Ведь так? А почему же ты жизнь не называешь слабоумием, если она создает миллион мошек и людишек и только после этого миллиона вдруг случайно захлестнет, и — появляется Пушкин, с тем чтобы потом опять прошли десятилетия и столетия миллионов и миллиардов мошек-людишек, все это бездарное марево — черт знает чего, какой-то бесконечной рыбьей икры, которая тут же и гибнет, не успевши как следует на свет-то появиться?

— Да, конечно, — отвечал я. — Это — другая сторона вопроса…

— Это не другая сторона вопроса, — перебил меня Юрка, — а это и есть только одно, что тут важно. Слепота — вот настоящее имя для твоей жизни. Слепота — вот что такое организм. А механизм — это ясная мысль, прекрасная, простая, красивая и, главное, честная мысль, без ужимок, без кривляния, без буффонады, без грима и маскировки, без очковтирательства, без истерики и трагедии, без хлестаковщины и без хамства, без…


Последний раз редактировалось Стравада 18 ноя 2023, 13:07, всего редактировалось 3 раз(а).



18 ноя 2023, 12:43
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Лосев. Жизнь писал(а):
— Но тогда, что же получается, — недоумевал тот. — Вы не хотите сказать нам, что такое Родина, а сами так неестественно ее превозносите!

— Вот потому-то я и не хочу определять этого понятия, чтобы не сузить его, не умалить его. Ведь всякое определение по необходимости выделяет в определяемом предмете только одну или только несколько сторон. А ведь во всяком предмете — бесконечное количество сторон. Это не значит, конечно, что определения не нужны. Но это значит, что всякое определение условно и не выражает существа предмета целиком.

— Но вы не указали даже некоторых сторон.

— Некоторые стороны указать легко. Но нельзя сводить на них весь предмет. А кроме того, я уже сказал, что не есть Родина. Она не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь…


18 ноя 2023, 12:44
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
ПАС как-то рекомендовал мне прочитать фант. рассказ Леонида Смирнова "Сын Неба". Предполагаю, что он искал ссылки на нашего Смирнова и попал на этого, другого. Не сказать что книжка эта какая-то сильная, продвинутая. Наверное даже наоборот, местами она "не наша". Но есть там интересные проблески мысли:

Л. Смирнов. "Сын Неба" писал(а):
Не раз люди замечали: у человека долго не получалось ничего, и вдруг разом стало все получаться. Будто вручили ему волшебный пропуск, будто нажалась какая-то загадочная кнопка «пуск», открывающая все двери на всех уровнях, дающая ключ ко всем входам и выходам. Человек так долго бился у закрытых дверей, он не верит еще в свою удачу, вдруг она — случайность! Но нет — открылась одна дверь, другая, открылась и та, открыть которую он мог лишь в самых фантастических мечтах, самых дерзких и самых заветных.

Он нашел Ключ. Этот Ключ лежал на Высшем Уровне. Если мы подошли к тому, чтобы решать свои задачи на Высшем Уровне, любая задача нижестоящего, пусть даже сравнительно высокого, но все же нижестоящего уровня, решается сама.


18 ноя 2023, 13:07
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2010, 23:21
Сообщений: 347
Сообщение Re: Путевые заметки
Цитата:
Традиция - это передача огня, а не поклонение пеплу

Цитата:
Есть Традиция передавать Традицию, а есть традиция передавать разговоры о Традиции


21 ноя 2023, 18:23
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron