Форум "Сварга"
http://www.svar-ga.ru/forum/

Женские головные уборы славян
http://www.svar-ga.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=55
Страница 1 из 12

Автор:  Стравада [ 07 фев 2010, 00:40 ]
Заголовок сообщения:  Женские головные уборы славян

Приветствую всех.

Общение с вами, я хотел бы начать с предложенной темы, может быть и не самой важной на Земле, но все же, любопытной.

Изображение

Некрасовские казаки и казачки. В центре женщина в рогатой кичке.
Некрасовские казаки в конце XVII века ушли сначала на Кубань, а потом в Малую Азию. Фото 1895г.


На эту тему есть прекрасная, академическая статья Зеленина Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян (Журнал "Slavia", Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926. Главы 1 - 7, стр. 303 - 338, главы 8 - 13, стр. 535 - 556, формат doc ). На сайте Болесмир она есть, можно скачать.

В статье приводится виды женских головных уборов, рисунки. Автор приходит к выводу:

"... возникновение и развитие существующих доныне форм восточнославянских женских головных уборов объясняется тремя различными факторами. Первое — фактор биологический — необходимость перевязать длинные волосы веревкой (такую веревку мы считаем прототипом всех девичьих уборов и, быть может, также женской кибалки) и необходимость обвязать причёску сеточкой (откуда повойники-очипки). Второй фактор — магический: головной убор должен служить оберегом матери (и вместе её ребенка) от нечистой силы и злого глаза; таковы все рогатые уборы; такова, быть может, сорока, поскольку в ней можно видеть сближение с птицей сорокой. В кокошнике идея оберега заменилась магическим символом плодородия: в этом великорусском уборе бесспорна идея сближения с обычным символом женской плодовитости — с курицей; вполне аналогичный символ плодородия мы имеем в украшении разных женских уборов «шишками» (рис. 35), похожими на «шишки» украинского свадебного коровая и, в дальнейшем, на плоды-семена сосны." (Зеленин Д.К.)

Но это затравка для темы. Больше всего меня заинтриговала связь русской рогатой кички с головным убором египетской богини Изиды. Этого в статье Зеленина нет, но параллели увидеть можно.


Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение

Ещё одна примечательная мифологическая фигура: скифская змееногая богиня, которая по некоторым данным считается прародительницей скифов (родила, по греческому варианту мифа Гелона, Агафирса и Скифа от Геракла).

Изображение

Вот ещё одно интересное сопоставление. Лицо избы, как лицо женщины. Крыша дома иногда украшивалась рогами, т.е. на дом как бы надевалась та же рогатая кичка. Что здесь? Элемент охранения, оберега? Или что-то другое?

Изображение Изображение

Кстати, крыша дома также, иногда, увенчивалась «утицей», по тому же принципу, видим:
Изображение

Лев Баньковский в своей статье «Дом-птица и птица в доме» (см. здесь: http://www.perunica.ru/2009/12/21/dom-p ... -izby.html), пишет по этому поводу: «… сам дом, до краёв наполненный разнообразным отображением жизни, казался живым. У него неповторимое, непременно обращенное к восходящему или полуденному солнцу лицо, или как говорили, свой лик, своё чело.

У древней пермской избы на фасаде было обычно два окна, как два глаза – взгляд изнутри дома наружу. Через окна, по народному поверью, «душа дома» созерцала красоту мира, ею жила, ею лечилась, ею наслаждалась. Окна в старину назывались «окончинами», а делали их часто особые мастера – оконишники. Оттого что у дома всегда был свой лик, появились и такие названия деталей избы: наличники, очелье, причелины, подзоры, шелом и многие другие». (Лев Баньковский).»

Некоторые женские головные уборы названы по птичьи: сорока, кокошник (кокош - курица или петух, с древне-славянского). Зеленин говорит, что это связано с желанием наделить женщину плодородием, хотя, здесь тоже может быть какой-то скрытый элемент охранения. Ведь надеть личину – значит спрятаться, отвести «злой» взгляд, защититься от сглаза. Известны случаи, когда человека во время тяжелой болезни наделяли другим, отпугивающим именем, чтобы отвести от него болезнь. У Даля, помимо обидных слов про сороку, связанных с её болтливостью есть и такие: "Сорока в конюшне спасает от домового, Сорока-белобока, на пороге скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила. Сорока под стреху лезет — ко вьюге. Не было сороки, а гости у порога! Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям). Сорока скачет на дому больного — к выздоровлению.".

Изображение Изображение Изображение

СТАТУЯ ФАРАОНА ХЕФРЕНА (Хафры) IV династии, Сорока Дмитриевского уезда Курской губ., Сорока Дмитриевского уезда Курской губ. (сзади).


Ещё вот тоже интересное фото русской народной вышивки. Рогатая птица:

Изображение

Ещё несколько «рогатых» женщин (из собрания Стасова, фото из Рыбакова):

Изображение Изображение


Т.е. прослеживается связь:

Изображение
И шапка ушанка, тоже оттуда.
Изображение

Может быть, женские головные уборы восточных славян гораздо древнее, чем кажется историкам? Может быть непрерывная традиция этих головных уборов сопоставима с египетскими царствами? И, может быть, был какой-то глубокий смысл в головном уборе, который мы сейчас утратили?

Кстати, связь неолитических рисунков «Венер» с русской народной вышивкой тоже прослеживается («Венера» с рогом в руках и женщина на вышивке, с как бы «чашей изобилия» в руках):

Изображение Изображение

Думаю тему «рогоношество», можно не рассматривать. Хотя Мамфорд, в своей книге («Миф машины») рассматривает «Венеру» с рогом, как сексуальный символ, думаю, что это не очень глубоко и очень неверно. Простонародная идиома «наставить рога», т.е. осуществить измену своему супругу (супруге) не имеет корней в славянской культуре и заимствована из Запада. Владимир Даль, в своем словаре пишет «Рога, в знач. неверности, измены жены, взято с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство.». В словаре Срезневского тоже не обнаружено такое словоупотребление. Корни подобного словоупотребления на Западе хорошо описаны в статье Онианс Р. "На коленях богов", с. 235-240, Калашникова А.А. «Об этимологии русского диалектного рог». (http://ec-dejavu.ru/h/Horn.html). Поэтому ни в коем случае нельзя понимать рогатую кичку, как способность славянки наставить эти рога мужу. Такое понимание чуждо славянам.

Можно также выявить соответствие принципа короны, как признака верховной власти, силы в чем либо, все тем же рогам. См. Ричарда Ониаса "На коленях богов": "Давно уже признано, что cornu, κέρας, cerebrum, κάρα, horn, Hirn и т.д являются однокоренными, но предполагалось, что общая идея корня «находящееся наверху».". Корона (лат. венок), церебрус (лат. мозг), кератос (гр. рог), горн, гора, рог (рог-гора - как слова перевертыши, что довольно часто в славянских языках бывает, например ладонь - далонь-длань), хотя сама категория политической власти, наверное, довольно позднее явление.
Можно также присмотреться к аспекту охранения или женщины, или от женщины (второй тезис, защищается Н.И. Гаген-Торн "Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы").

Более древним, кажется, рогатость, с одной стороны, - как символ плодородия, а также мощи, силы. С другой стороны, рогатость связана с растительностью, деревом. Отсюда выход на мировое древо. На Мокошь, Рожаницу, Вселенскую Мать. Ведь дерево как бы рогато ветвями. В этом символе животный и растительный мир сливаются в единый организм. Приобщение этому единству и по большому счету Великой Матери, может быть здесь корень, смысл рогатых уборов восточных славян? Это как бы киплинговское «Мы с тобой одной крови: Ты и Я!».

Изображение Изображение

Олонецкий подзор и конец полотенца



Вот такие мысли.

Слава Роду!

Автор:  Пересвет [ 07 фев 2010, 08:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Стравада, здравствуйте!

Приветствуем Вас на форуме!

Интересное развитие работы Зеленина, спасибо.

И особая благодарность за те тексты, что регулярно появляются в библиотеке Вашего сайта. :)

Слава Роду!

Автор:  Стравада [ 07 фев 2010, 10:28 ]
Заголовок сообщения:  Рогатый ... Моисей!

Всегда пожалуйста, Пересвет!

Хотел бы вернуться к заявленной теме, немного с неожиданной стороны. В беседе с одним общим знакомым, повернутым на всяческой экстрасенсорике, неожиданно всплыла тема рогов, как информационных антенн, т.к. сказать приемников неких сигналов. Это с одной стороны. С другой, как отражение электро-магнитных полей, во время мыслительной деятельности человека. Рогатые головные уборы, по мнению этого знакомого, как бы овеществляли тонкие процессы головного мозга. Примерно так, как это показано на рисунке ниже:

Изображение
Рисунок из книги «Скульский А. Казачий Спас,- трансовая культура украинцев»

В связи с тем, что всплыла тема контактерства (рога как контактные антенны), мой знакомый, довольно подкованный человек в искусстве, тут же привел в качестве примера подобного «контактерства» с высшими силами – Моисея, как известно, получившего каменные скрижали для иудейского племени. Моисей многими европейскими живописцами, скульпторами изображался рогатым.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Когда-то, давным-давно, Л.Н. Рыжков пригласил одного человека прочитать лекцию на тему Китая и мне запомнился в этой лекции один момент, который тоже связан с этой темой. Речь идет о легендарном китайском императоре Фуси, которого лектор назвал «отражением» Моисея в китайском народе. Т.е., по его мнению, Моисей и Фуси – один человек. Император Фуси тоже изображается в китайском искусстве с рогами.

Изображение Изображение Изображение

В связи с таким явными «рогатыми» признаками черепа, на ум приходят всякие генетические отклонения, которые известны науке, когда у человека на голове вырастает нечто подобное рогу. В инете можно найти фотографии подобных отклонений, также можно найти фотографии всяких человеческих черепов с рогами с археологических раскопок (возможно, фотомонтаж), не признаваемые, как понимаю, официальной наукой. Но тут уже тема скатывается в область паталогии, а не мифологии.

Я пока не делаю никаких выводов из вышеизложенного, просто, шатаю тему в разные стороны. Вообще, если тема интересна, можно продолжить.

Слава Роду!

Автор:  Пересвет [ 07 фев 2010, 12:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Кстати, буквально на днях по радио слышал сообщение, что на территории Британии был найден череп времен неолита со следами операции на головном мозге. В узких кругах довольно широкой известностью пользуется факт, что в некоторых областях Перу более половины находимых доисторических черепов несут следы вскрытия черепной коробки, а в некоторых случаях, даже неоднократного. Причем, не посмертного, пациенты продолжали жить после операций. По одной из версий, цель таких операций - либо подавить, либо стимулировать деятельность некоторых областей коры головного мозга. Как-то повлиять на свойства мозга как резонатора. Возможно, рога - что-то из этой же оперы.

Еще о черепах :): http://www.ufolog.ru/news/detail.aspx?id=10017

Автор:  Стравада [ 07 фев 2010, 13:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Оставлю пока конспирологическую версию «Рогатые люди»-анкуры-рептилоиды-Моисей в стороне. Хотя, в качестве закладки, можно оставить ещё вот этот текст: http://d-polyanskiy.livejournal.com/1740.html .

Но продолжим, галопом по Европам. Вернусь вот к этим мыслям у Зеленина:

«Согласно с такой психологией, рога особенно обычны на шлемах древних народов, в частности кельтов; появление на шлемах рогов тем проще, что шлемы часто делались из шкур животных. Уже на Микенских вазах имеются изображения воинов в рогатых шлемах; Диодор, Плутарх, Геродот говорят о рогатых шлемах галлов, кимвров, фракийцев в войсках Ксеркса; рогатые шлемы из археологических раскопок в Италии относят обычно к этрускам. (Цитаты и изображения см. в Reallexikon der idg. Altertumskunde O. Schrader’a, I, 1923, с. 493). Столь обычный в псалмах Давида (74, 91, 131 и др.), равно как и в некоторых иных библейских книгах (1 Царств II, 10; Иезекииль, XXIX, 21), поэтический образ рога, по-видимому, первоначально имел в виду рог, украшающий шлем военачальника.
Судя по изображениям в словаре Шрадера, очень обычны были шлемы с двумя рогами. В таких именно шлемах мы склонны видеть источник широко распространившейся у вост. славянок древней моды на двурогие головные уборы. И это тем более, что жены вообще могли носить и носили одежду своих мужей. Один из видов южновеликорусского кокошника носит народное название «шеломóк», т. е. собственно: маленький шлем. »



Итак, Зеленин утверждает, что славянки могли заимствовать рогатый шлем (который потом трансформировался в рогатую кичку) у своих мужей. Но у славян не было традиции носить рогатые шлемы! Это противоречие Зеленин никак не объясняет (точнее объясняет, но неуверенно – типа мода такая была!).

Но у кого были рогатые шлемы? На ум сразу приходят берсерки-викинги (берсерки-одержимые духом зверя, т.к. опять отсылаемся к контактерской версии), тевтоны, дранг-нах остен и т.д. Рассмотрим вопрос с этой стороны.

Итак, викинги-берсерки а также ульфхеднары. Ульфаедины или ульфхеднары – это волкоголовые, т.е. одевающие шкуру волка воины. С берсерками сложнее. Этимология слова указывает либо на медвежью шкуру (ber- «медведь», -serkr, значит "рубашка") либо на голое тело (как вариант только в рубашке, т.е. без доспеха) (ber- «голый»). В «Круге земном» Снорри Стурлусон пишет: "Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка". Возникает вопрос, могут ли одержимые зверем биться в доспехах, ведь впадая в ярость, они сбрасывают с себя щиты, хватают что под руку попадется. Биться с ними в строю невозможно. К тому же, как я понимаю, одержимый зверем не может быть одержим двумя зверями одновременно. Ты либо медведь, либо волк, либо бык (хотя об одержимости быком я вообще не слышал). Поэтому связывать рогатый шлем (а рог символ быка-тура) в этом отношении будет неправильно. Тур, в отличии от волка, льва (да и медведя, который всеяден) животное все же травоядное, т.е. не нападающее ради добычи на других зверей. Его ярость – это ярость справедливая, призванная защищать свои стада либо это ярость соперничества с другим туром. Да, рогатые шлемы у славян не наблюдались, но обращение «буй-тур», в том же «Слово о полку Игореве», встречается. Вспомним рыцаря Артура – который на самом деле Яр-тур, т.е. тот же буй-тур. У Максимовича М.А. (Слово о полку Игореве) есть такие строчки: «Другой Герой Песни Князь Всеволод, храбр и силен, как тур (или зубр, красивый, дикий зверь, весьма уважавшийся Славянами): потому и прозывается он в песни буйтуром или яртуром».

Рога, признак травоядности? На ум, помимо рогатого скота, приходят только рогатые гадюки (уже не травоядные) и рогатые динозавры. Хотя последние были травоядными.

Несущественная вставка о рогатых динозаврах в БСЭ:

"Рогатые динозавры,цератопсы (Ceratopsia), подотряд пресмыкающихся отряда птицетазовых динозавров. Жили в позднемеловую эпоху в Центральной Азии (более древние), в Южной и Северной Америке. Внешне походили на носорогов; длина тела до 6 м. На шее имелся особый "воротник", образованный разросшимися костями черепа и защищавший от хищников. На голове у большинства Р. д. — рога (от 1 до 5), а иногда и дополнительные костные шипы по краям "воротника". Передняя часть челюстей образовывала "клюв". Зубы располагались в несколько рядов и служили для перетирания растительной пищи. Передние шейные позвонки, поддерживавшие тяжёлый череп, обычно были сращены. На ногах имелись копыта. Обитали в лесостепи и на лугах близ водоёмов. Р. д. — одни из последних динозавров, доживших до конца мелового периода."

Изображение

Но вернемся к викингам.
На просторах интернета встречаются и такие мнения (http://www.nazdar.ru/interesno/?p=2315#more-2315):

«Традиционно викингов изображают в шлемах с рогами, тем не менее за все истории раскопок не было найдено ни одного рогатого шлема. Находили тысячи разных шлемов - остроконечных и тупоконечных, украшенных и нет, нашли даже пару шлемов с крылышками как у Гермеса, но ни одного рогатого. Викинги, вопреки распространённому заблуждению, попросту не носили рогатых шлемов. Единственное изображение рогатого шлема у викингов - на картинке, найденной на Осебергском корабле IX века. У разных народов такие шлемы существовали, но предполагается, что существовали они прежде всего для ритуальных и декоративных целей. Дело в том, что по остроконечному шлему меч может соскользнуть, а вот, зацепившись за рог, он 100 % разрубает голову…).

Есть ещё одно интересное свидетельство из книги Julian D. Richards «The Vikings: A Very Short Introduction», статья называется «Ричард Вагнер… и рогатые шлемы»:

"Ричард Вагнер (1813-83)... и рогатые шлемы.
Ричард Вагнер использовал ряд саг и других источников когда он написал Кольцо Нибелунгов в 1869–76 гг.. Переделывая норвежские источники, Вагнер объединил две истории: рассказ о Сигурде и Рагнароге, гибели норвежских богов, чтобы создать сходство германской и скандинавской мифологии. Ему часто верят, так как он популяризировал рогатые шлемы, показывая Хундинга в цикле Кольца. В более позднем варианте рогатые шлемы были связаны с Валькириями, но первоначально Валькирии носили шлемы с крыльями. Вагнер и его художник по декорациям и костюмам Карл Эмиль Доеплер вероятно заимствовали идею костюмов в постановках в древних до-викинговских немцах, и использавали эти идеи в «Тристан и Изольда» 1865 г.
Фактически Викинги приобрели рогатые и крылатые шлемы в течение 19-ого столетия. Романтичные художники начали исследовать мифологию, изображая мешанину германских, кельтских, и классических мотивов. Швед Густав Малмштрем дал рога Викингам в иллюстрациях Саги о Фритьофе (1820–5), но, возможно, заимствовал идею от доисторического скандинавского резьбы на камне. Есть описания рогатых фигур времен Викингов на Осебергской похоронной ладье, но это шаманские фигуры в церемониальной процессии. Единственный выживший рогатый шлем Железного века, выкопанный из Темзы в Мосте Ватерлоо в 1860-м году теперь хранится в британском Музее. Некоторые воины-викинги использовали шлемы в сражении, но они были простой конической формы, например как это было найдено в Gjermundbu, в Швеции, или изображено на кресте Middleton."

Действительно, изображения рогатых шлемов у викингов носит крайне редкий характер, на фоне обычных шлемов.

Изображение

Бронзовая матрица для изготовления чеканных пластин VII века найденная в Торслунде на о. Эланд, Швеция.

У немцев да, рогатые шлемы встречаются, но тоже крайне редко. Во времена "дранг нах остен" Александра Невского, рыцари были христианами-католиками и признать одержимость в христианской среде как норму, думаю не представляется возможным. Изображения рогатых рыцарей, кстати, не очень характерно для доспехов. В основном использовались другие формы. Есть в интернете и такая версия (http://www.infox.ru/science/past/2008/1 ... rden.phtml): «Шедевр Эйзенштейна. Тевтонский орден получил широкую известность, в том числе благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Однако не стоит верить тому, что изображено на экране. Знаменитый режиссер допустил массу неточностей в изображении деталей. В рейде на Псков и Новгород не принимали участие изображенные Эйзенштейном короли и принцы. Тевтонские рыцари не носили «рогатых» шлемов, которыми их наградил великий режиссер. Оружие, изображенное на экране также не соответствует эпохе.»

Изображение

Рогатые шлемы широко представлены у кельтов. Некоторые исследователи говорят о заимствовании "рогов" викингами от кельтов. Бронзовая пластинка с острова Эланд (Швеция), показанная выше, как раз относится к вендельской эпохе. Есть интересная статья Сергея Бадаева "Вендельские шлемы: украшения и нашлемные фигуры." (http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_vendel2): "Возможно, нашлемные фигуры продолжают очень древнюю – еще доримскую - кельтскую традицию. Рогатые шлемы появились у кельтов и других племен “варварской” Европы, в том числе и на территории Скандинавии, на рубеже II-I тысячелетий до нашей эры. Два практически одинаковых шлема с рогами найдены в Виксё (Дания) (рис. справа). Кроме рогов, эти шлемы были украшены бронзовым гребнем с султаном из конского волоса; по бокам шлема между гребнем и рогами прикреплены два гнезда для перьев. К тому же времени относятся две фигурки воинов в подобных же шлемах, найденные в Гревенс Венге, Дания (см. центральный рисунок в нижнем на странице ряду). "

Изображение Изображение Изображение

"О контактах с кельтами говорят находки кельтских вещей в Скандинавии, прежде всего – на территории Дании. Среди прочего, в Гундесрупе (Дания) найден котел кельтской работы III-I веков до н.э., на котором в числе прочего изображены воины в шлемах с точно такими же украшениями, что и на вендельских изображениях – фигурки птиц, животных, рога с шариками на конце. "

Возможно, немногочисленные изображения рогатых шлемов у викинков, следует отнести к заимствованию от кельтов. См. статью Петра Золина "Езус" (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02111077.htm). "Вторая пластина демонстрирует бога с оленьими рогами, сидящего скрестив ноги. Все специалисты в один голос называют его кельтским Цернунном, которого часто называют «оленьим богом». Атт приравнивает Цернунна к кельтскому же Эзусу, считая первого ипостасью, связанной с миром мертвых, а второго — со стихией плодородия и урожая (эта функция возрождения и перешла Иисусу-Христу). В левой руке Цернунн держит бараноголовую змею, в правой кольцо (или шейную гривну). Атт полагает, что это кольцо предназначается Богине-матери, жене бога."

Изображение Изображение

"На шее у Цернунна-Эзуса такое же кольцо (шейная гривна праславян). Бог окружен животными. По левую руку от него расположен волк, по правую олень (это символы с палеолитическими корнями, имеющими аналоги в эпосе праславян и соседних народов). Волк стремится растерзать оленя (Атт), но Цернунн не дозволяет ему."

То есть разумно, по Зеленину, предположить, что мода на двурогие женские головные уборы могла возникнуть в Западной Европе, очерчивая ареал обитания кельтов. Зеленин по этому поводу пишет:

«В западной Европе мода на двурогие женские уборы была, по-видимому, распространена в XIV веке; по Зибрту (с. 353), некоторые историки называют эту моду «бургундскою». Мода эта известна была также и в Чехии, и в цитованной книге Зибрта мы находим два изображения жён Карла IV-гo (рис. 200 и 201) в головных уборах, которые производят отчётливое впечатление двурогих. Четырёхрогий убор rogi или kolašica хорватских женщин из Ямницы (Габерландт, рис. 12 на стр. 702) легко мог развиться из двурогого убора — в силу редупликации: пара рогов смотрит вперед и пара назад.»

Что-то вроде из бургундской моды, напоминающее рогатую кичку:

Изображение

Но это также область обитания славян-венедов (кроме Бургундии, но тут сложно, возможно вся Европа была славянской). Т.е. возможно, что мода была перенята от славянок, пришлыми народами, а не от своих шлемо-рогатых мужей.

Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева) (Петухов ошибочно считает, что это вторая жена фараона). Над женой, мелко, изображено некое чудо-юдо, которое Ю.Д. Петухов, идентифицирует как Велеса!!! Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.), т.е. до гиксосско-семитского завоевания Египта. Хотя, с историей Египта очень, как мне кажется, сложно.

Изображение Изображение

Опять же, обращаясь к изысканиям Ю.Д. Петухова. В книге «История руссов 4-3 тысячелетия» он приводит изображения, как он считает, шумерских (а также эламских) русов, своего бога Велеса, выстраивая цепочку – «Скотий бог» русов, Велес-Вел-Бел-Волос-Вол-Вал-Ваал-Баал-ДиаВол, «рогатый бог», «темня ипостась» Рода, Чернобог, повелитель «велесовых пастбищ». Но Шумер, вроде бы, к тому времени уже стал семитским! И к тому же, у меня было стойкое убеждение, что Велес – Солнечный Бог, а не скотий. Солнечный по Срезневскому, Л.Н. Рыжкову.

Изображение

И раз уж зашла тема Месопотамии, Элама, то взгляд мимоходом уходит в Мохенджо-Даро. Там тоже есть кое-что «рогатое». Но это в следующем сообщении.

Слава Роду!

Автор:  Вера [ 07 фев 2010, 19:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Здравствуйте!

«Рогатый…Моисей»:


Этот казус, повлекший за собой устойчивый иконографический образ Моисея, связан с переводческой ошибкой, допущенной в 4 или 5 веке нашей эры, кажется, Св. Бл. Иеронимом при неправильном переводе подлинных текстов Книги Исхода на латынь. В первоисточнике при описании Моисея говорилось о лике, осенённом лучами. А в латинском переводе получилось рогатое лицо. Ссылку дать точную не могу, но это уже давно известный факт, отражённый во многих искусствоведческих работах.
На двух из пяти приведённых Стравадой примеров изображений Моисея прочитываются всё таки лучи над головой, а не рога.

Вера

Автор:  Стравада [ 07 фев 2010, 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Здравствуйте, Вера.

Благодарю за уточнение. Но, думаю, это не важно т.к. с рогами или с "рогатыми" лучами (лучистыми "рогами") Моисей не перестает быть "рогат". Образ рогатого Моисея прочно встал у истоков западной иконографии Моисея и от этого никуда не деться. Кстати, судя по всему ошибка произошла из-за перевода с иврита, где (http://clubs.ya.ru/4611686018427401414/ ... em_no=9230):

"... слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился" .

Думаю (но не обладаю точным знанием), что этот факт возможности перевода qrn="рог" используется талмудистами в своих комментариях к книге Исхода. По принципу семи смыслов. Блаженному Иерониму, возможно, был открыт один из них, т.к. ошибка в переводах текста такого уровня не может быть случайной. За тысячу лет, прошедших от перевода бл. Иеронима до статуи Микельанджело, можно было исправить сотню подобных ошибок. Но это не было сделано. Странно.

Слава Роду!

Автор:  Стравада [ 07 фев 2010, 23:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Итак, Мохенджо-даро. Легендарная прото-индская цивилизация, исчезнувшая, то ли с приходом ариев, которые её уничтожили, то ли существенно до прихода ариев, в результате какого-то катаклизма (засуха и т.д.).

Из рогатых образов хараппской цивилизации сразу приходит на ум известный «рогатый Шива».
Изображение Изображение

Внизу на табличке изображена сцена жертвоприношения? Или какая-то игра, в духе критских прыжков через быков, хараппские «тореодоры»? Справа опять же «рогатый Шива» (http://www.harappa.com/indus/89.html):

Изображение

С обратной стороны эта пластина выглядит так:

Изображение

Это тоже известный образ, пример которого можно найти даже в русских вышивках. Потом, можно уделить этому более детальное внимание.

Далее, на раскопках были найдены рогатые мужские маски (борода внизу у маски отслеживается, поэтому мужская). Археологи прозвали её маской Минотавра (http://www.harappa.com/indus/87.html):

Изображение

В центре ещё одна антропоморфная рогатая маска (http://www.harappa.com/indus/88.html). Кстати, обрядовые рогатые маски используются и славянами в Колядках:

Изображение

Встречаются ли женские рогатые изображения из Мохенджо-даро? Да, вот одна из них (http://www.harappa.com/indus/34.html):

Изображение

Изображение женщины с рогатым головным убором, стоящей в фикусе. В центре, на подставке, исследователи идентифицируют нечто, обозначающее как голову (может быть праховую урну, сделанную в виде головы). Внизу что-то вроде женского хоровода, на голове женщин тоже необычные головные украшения (перо?).

Ещё одна рогатая фигура в фикусе (справа) (http://www.columbia.edu/itc/mealac/prit ... ifice.html):

Изображение

Фигурка женщины с чашками с двух сторон (http://www.harappa.com/indus/51.html):

Изображение

Чаши использовались как светильники. Лучи-рога свечей? Так это реконструируют (http://www.harappa.com/indus/53.html):

Изображение

Фигурка женщины с характерной прической, как бы «рогатой» (http://www.columbia.edu/itc/mealac/prit ... women.html):

Изображение

И в завершение вот эта картинка (http://www.columbia.edu/itc/mealac/prit ... ology.html):

Изображение

Особенно впечатляет правая снизу фигурка. Человек=Дерево=Тур (бык, корова, зубр).

Осталось рассмотреть женские фигурки Триполья, Чаатал-Хуюка, Кипра, кое-что из поздних символов Карфагена с богиней Танит и, наверное, можно будет как-то осмысливать приведенный материал, если мы вообще, способны его осмыслить.

Слава Роду!

Автор:  Стравада [ 08 фев 2010, 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Продолжу исследование. Обратимся к семитским богиням плодородия, носящим разные названия карфагенской Танит, она же ассирийская Астарта (Иштар), шумерская Инанна.

Танит – богиня неба, богиня войны, богиня-мать, менее выражен символ плодородия. Упоминается в клятве Ганнибала. Русская википедия также дает такое пояснение: «По-видимому, была лунным божеством, из-за чего носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца». По английской википедии, (оспариваемые данные) ей приносились кровавые жертвы, по некоторым данным даже детей.

Об Астарте Википедия дает пространную статью:

«На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата (Осириса). Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata (анх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.»

Практически всегда Танит изображается с поднятыми руками. Стелы с изображением Танит (местами рогата):

Изображение Изображение Изображение Изображение

Любопытное изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.

Изображение

Фигурка рогатой Астарты:

Изображение

Это изображение шумерской Инанны:

Изображение Изображение

Символом Инанны была восьмиконечная звезда (см. Википедию: (http://en.wikipedia.org/wiki/Inanna):

Изображение

Любопытно, что изображение Богородицы на иконах часто сопровождается звездой Богородицы:

Изображение

Эта звезда встречается и в русских народных вышивках:

Изображение

Рассмотрим некоторые изображения на русских народных вышивках. Женщина с поднятыми руками (из собрания Стасова):

Изображение Изображение

Эти образы в русской народной вышивки считаются очень древними. Мне кажется сходство с семитской богиней Танит-Астарта-Иштар-Инанна можно проследить. Причем картинки можно добавлять и добавлять. Естественно, возникает вопрос: «Как такое может быть?».

Чтобы закончить тему, понадобится ещё рассмотреть древние земледельческие культуры Триполья, Анатолии. Нужно понять, почему вообще возник этот символ «рогов».

Слава Роду!

Автор:  Стравада [ 09 фев 2010, 01:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Женские головные уборы славян

Продолжу.

Сначала, хотелось бы прояснить моё понимание вопроса, как семитские и славянские «богини» оказались на одном, узнаваемом изобразительном поле. Ответ только один семиты это заимствовали, ассимилировав культуру завоеванных ими народов. В меру своего понимания и своей природы, они наполнили эти символы собственным смыслом. Как писал Рыжков, на обломках цивилизаций возникает феномен, когда символы письма используются старые, «аборигенные», а сам язык (фонетика) уже принадлежит захватчикам. Тоже самое происходит и на пространстве Культовых Символов. Поэтому, не нужно пугаться таких совпадений. Думаю, эти завоеванные народы были славянскими (или протославянскими, как хотите).

Триполье (http://www.trypillya.ru/suvenir.htm). Модель жилья с «рогами». Пос.Ворошиливка. Винницкая обл. Нач. IV тыс. до н.э. Винницкий археологический музей

Изображение

Триполье. Антропоморфная статуэтка. «Рожаница». пос. Миропилля Черкасская обл. IV тыс. до н.э. Институт Археологии НАНУ г. Киев

Изображение

Статуэтки из Триполья (4-3 тыс. до н.э.):

Изображение

Триполье. Статуэтки женщин. Некоторые восседают на «рогатых» тронах.

Изображение

Статуэтка из Кипра (3 тыс. до н.э.).

Изображение

Чатал-Гуюк. Настенные росписи «храма» (http://rec.gerodot.ru/chatal/recmurals2.htm):

Изображение


Наверное, можно остановиться. Фотографий можно привести ещё множество, не все фигурки «рогаты». Акцент на «рогатости» был сделан только в связи с русской рогатой кичкой, чтобы показать истоки её появления.

Итак, мы столкнулись с феноменом «Великой Матери». В каком-то смысле, Мистерии Болесмира можно понять как мистерии Великой Матери. О Великой Матери Смирнов в прилогах писал так: «В мистической традиции под теми или иными формами всегда почиталась Вселенская форма как Божественная Сила, неотделимая от Единого, и вместе с тем как бы являющаяся особой ипостасью его. Культ Великой Матери является одним из самых древних мистических культов. Он зародился в Месопотамии и распространился по всему древнему культурному миру... ... Неверно, что до соприкосновения с Востоком греки его не знали. Культ Великой Матери находится в самых архаических слоях греческой истории, его же можно найти в архаике индусов, и в славянстве образ Великой Матери был одним из ведущих образов, и там, в древние времена Великая Мать почиталась как Берегиня, Роженица, производящая все живущее.».

Но Культ Великой Матери не был статичен. Скорее всего, спускаясь по лестнице плотных состояний, углубляя и расширяя язык, мир образов, человек изменял и отношение к Великой Матери. Я уж не говорю о том, что был момент, когда этот культ вообще смог появиться, но не об этом речь. На каком этапе стали значимы «рога» (или вышивка на обрядовой рубахе? или обрядовая песня?). Ведь они появились на поле образов Великой Матери как бы вдруг. Какое изменение в сознании произошло? Рога у животных, как и волосы на голове человека, носят необъяснимый характер. Человек видит, как растут травы на полях и видит, что его лицо, голова, подобно полю тоже произрастает. Также и рога. А раз одно, подобно другому, то есть их глубокая связь и возможно воздействие или взаимодействие. Волосы, рога – как мне кажется, связаны с земледелием. Переход от собирательства к земледелию и одомашнивание коровы – вот что породило смену отношения к Великой Матери. Точнее будет сказать смена отношения, породила возможность земледелия и скотоводства. Земледелие ведь, в отличии от собирательства и плодового питания, на ступеньку пракуризационнее, т.е. уплотненнее. Человек раньше не видел необходимости в питании семенами, и, как мне кажется, довольствовался околосемянной упаковкой в виде мякоти и т.д., что ограничивало пространства его обитания «гиперборейскими садами» с молодильными яблоками и грушами. Человек был чистым вегетарианцем. Наверное, качественный скачок (или ниспадение, как посмотреть), произошли с изменением роли языка в жизни людей. Язык, погружая человека в промежуточный мир образов, отдаляя его от Реального Мира, позволяет появиться Магии и Культу. А ведь Земледелие и Скотоводство – это магия, манипулирование, культивирование жизнеформ. От безмолвного почитания Высших Сил человек переходит к обрядовой песне, человек «поёт» и «поит» образы Высших Сил, в том числе и Великой Матери.

И не случайно ли, что именно тогда, когда человек приобрел новые качества, он столкнулся с массированным и долговременным нашествием СЕЗМа из Африки и по другим ориенталям, начавшим захватывать и строить пограничные пояса чуждых культур, вытесняя белого человека к его пространственным истокам - России? Может быть научившись управлять, манипулировать, человек помимо власти над «вещью» сам становится уязвим для манипуляций, сам становится "вещью"?

К чему все это? К вопросу об исконности. А точнее к вопросам этапности её проявлений. И ещё к тому, чтобы мы не абсолютизировали какой-то доступный нам для понимания этап, какую-то ступень, возникшую 10-12 тысяч лет назад, или 7-4 тысяч лет назад, закрывая себе возможность развития. Мне кажется у нас впереди стоят свои этапы и даже, можно сказать, сверхэтапы.

Хочу привести в связи с этим высказывание Ю.М. Федорова (Сумма антропологии. Кн. 1):

«Человек должен обнаруживать причину того, почему мир становится именно таким, каким он становится, не в рационализированном поверхностном слое Сознания, а в сакральных и метафизических глубинах своего Бессознательного, в своих креативных, творческих интенциях. Это позволит ему глубже понять, каким образом эволюции удается постоянно навязывать человеку столь губительный для его экзистенции ход в развертывании одних потенциальностей за счет вытеснения других актуальностей. Лишь тогда человек сможет выяснить сущность алгоритма манипулятивной игры со своими потенциальностями, которую всегда ведет плоская эволюция, чтобы спровоцировать человека на совершение очередного "исторического прорыва", позволяющего воплотить в жизнь еще один свой грандиозный "исторический проект", порождающий очередную "разумную реальность", где оказывается еще меньше места для носителя разума.

Все, на этом остановлюсь.

Слава Роду!

Страница 1 из 12 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/