Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Любопытные исследования общественного сознания 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 22 апр 2011, 12:25
Сообщений: 85
Сообщение Любопытные исследования общественного сознания
Здравствуйте, Сварожичи!

Читая тему "Футурология", вспомнился старый материал, на который натыкался еще 5 лет назад. Собственно сам материал:



Клэр Грейвз (Clare W. Graves) — американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью "извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий — какая из них "правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию "психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США — тут можно вспомнить концепцию "самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, "полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве "подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию "здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.



Цитата из статьи Клэра Грэйвза:

"Вкратце, я хочу высказать предположение, что психология зрелого человека является разворачивающимся, возникающим, колебательным спиральным процессом, в котором более старые системы поведения низкого уровня включаются в более новые системы высокого уровня, когда меняются экзистенциальные проблемы человека".

Цитата из статьи Дона Бека:

"Человеческая спираль состоит из закрученной нити взглядов на мир, каждый из которых является продуктом своего времени и условий жизни. Однако, когда возникает новый взгляд на мир, старые системы не исчезают. Они скорее остаются включенными в общий поток и не только добавляют богатство ощущений к более сложным способам жизни, но и остаются "у телефона" в случае, если вновь возникнут проблемы, которые пробудили их к жизни. Итак, внутри нас есть системы, миниатюрные взгляды на мир, каждый из которых соответствует разным проблемам существования. Каждый новый взгляд на мир родится из хаоса, нелинейным образом, так что здесь нет прямой стрелы времени назад в историю. Каждый взгляд на мир является платформой со свой уникальной парадигмой и кодами-инструкциями по организации общества. Подобно коду ДНК, уникальные адаптационные темы каждого уровня выражают себя в виде стилей жизни, экономических, политических, религиозных и образовательным систем, взглядов на секс, брак, работу, окружающую среду и спорт ".

"В нашей последней работе мы использовали технологию Грэйвза вместе с зарождающей наукой меметикой; мы отметили, что каждый из способов взгляда на мир является на самом деле ценностным МЕМОМ, кодирующим механизмом, который проникает во все аспекты общества. В работе Грэйвза были определены 8 способов взгляда на мир или МЕМОВ, и девятый зарождается на горизонте. При этом все ранее сложившиеся системы продолжают существовать. Эти психологические тектонические плиты глубинного уровня создают напряженность на поверхности, когда мы скачками развиваемся во времени".

"Это ключевая идея. Разные общества, культуры и субкультуры, а также целые нации и народы находятся на разном уровне психосоциального развития, и это проявляется в этих эволюционных уровнях сложности. У них разные центры тяготения. Ранее возникшие уровни не исчезают. Скорее, они продолжают быть активными внутри этих наслоений взглядов на мир, воздействуя на природу и форму более сложных систем. Подобно матрешкам, системы существуют внутри систем".



Дальше начиналось самое интересное.

Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая "классифицировать эти взгляды — по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения "здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

"жертвенная" категория ("меняю себя, приспосабливаясь к миру"): пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее ("нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай");

пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же ("я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность").

"экспрессивная" категория ("меняю мир, приспосабливая его к себе"): выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;

выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну "экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: "выразить себя импульсивно, любой ценой". ("Мир — это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает") и получить данные, указывавшие на "жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как "приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о "нормальной личности". Например, представители группы "жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе "проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе "выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория "выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в "пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в "проявляю себя обдуманно, за счет других", она — в "жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта — в "выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих "подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории ("выражаю себя, но не за счет других"), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл "скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой "уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание "уровней существования", проявившихся до настоящего времени.

1. "Охотники-одиночки". Экспрессивный тип. Цель - биологическое

выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод,

размножение и т.п.

2. "Племя". Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию

племени. Цель - безопасность, выживание племени, семьи. Мир

воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.

3. "Боги и герои". Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя,

импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы

контроля. "Мир - это джунгли, выживает сильнейший". Время великих

путешественников и героев.

4. "Жертва ради идеи". Жертвенный. "Пожертвовать чем-то, чтобы получить

награду позднее". Свои желания приносятся в жертву идее, высшему

порядку. Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение

ритуалов. На этом уровне появляются крупные религии, преследование

ересей и т.п.

5. "Большая игра". Экспрессивный. "Проявляю себя обдуманно, в том числе и

за счет других" Реализация себя в конкуренции с другими, причем

собственно процесс ценится выше результата. "Проигравшему потом

возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз." Появляется

профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п. Цель - успех, влияние.

6. "Человек превыше всего". Жертвенный. "Жертвую одним сейчас ради другого

сейчас же". Жизненное кредо - "бесплатных пирожных не бывает".

Внимание к потребностям других людей. Появляется концепция экологии.

"Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух". Цель - гармония,

взаимный рост, сотрудничество.

7. "Интеграция". Экспрессивный. "Выражаю себя, но не за счет других."

Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей.

Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную

систему. Системный подход, учет контекста.

8. "Глобальное сознание". Пока что характер этого уровня не вполне ясен.

Жертвенный тип. Приспособление себя к базовым принципам устройства

мира. Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого,

интеграция на уровне культур.



Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем "второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.


28 мар 2012, 16:17
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 15 янв 2010, 12:38
Сообщений: 1462
Сообщение Re: Любопытные исследования общественного сознания
Здравствуйте, Сварожичи!

У меня долго не складывалось отношения к материалу, представленному на этой ветке. А вот с позиции обсуждения на соседней ветке, многое становится понятным.

По сути, все "уровни существования", описанные Грейвзом, это уровни, представленные в либеральной модели цивилизации. Они правильны, и работа, проделанная этим учёным - добротная и качественная. Но эта модель не будет работать в другой цивилизационной (а, вернее, культурной) среде.

Ну, к примеру, в среде христианской культуры (не либеральной, а именно христианской) - принципиально иная модель "уровней существования". Она и выражаться будет в других терминах, в другом смысловом поле. Более того, эта модель давным давно выражена, она существует. Но с точки зрения либеральной науки - эта модель невоспринимаема. Либеральный учёный пройдёт мимо этой модели - и не заметит её.

Ещё пример - индийские арии. У них такая модель тысячелетия назад разработата. Более того, она являлась, и во многом является до сих пор - основой социального устройства. Это - система варн. Либеральные учёные восприняли эту систему как кастовость общества, жёсткое разграничение людей в обществе по их социальному положению. Более того, они до сих пор не видят ничего иного в индийских варнах. А ведь варны - это действительно "уровни существования".

Эта система отличается от системы Грейвза? Несомненно. Система Грейвза безотносительна к социальному происхождению человека, в ней человек может изменить свой "уровень" - а система варн жёстко привязывает человека к той или иной варне с момента рождения и до смерти? О, это как посмотреть. Во-первых, так ли уж свободен человек в системе Грейвза? Пожалуй, что и нет. Так ли уж жёстко привязан человек к варне исходя из своего рождения? В своей завершающей, уже вырожденной форме - да. Но до предела, определяемого теорией перерождения, реинкарнации. И свободы здесь куда как больше, чем в либеральной модели. А вот у ариев древности, особенно у тех, которые жили на просторах от Дона до Урала - варна воспринималась именно как "уровень жизни". И человек мог пройти за свою жизнь несколько таких уровней.

Что же касается нас, то нам надо формировать свои "уровни жизни". Например, "творю Мир, формируя среду вокруг себя". Или "в единстве с Природой, выхожу на Поле Стихий". В системе Грейвза таких уровней нет. :) Они где-то, даже не во второй шестёрке, не во втором ярусе. Может быть, в третьем ярусе? :)


20 апр 2012, 12:49
Профиль

Зарегистрирован: 07 фев 2013, 16:58
Сообщений: 1885
Сообщение Re: Любопытные исследования общественного сознания
Коловрат писал(а):
Система Грейвза безотносительна к социальному происхождению человека, в ней человек может изменить свой "уровень" - а система варн жёстко привязывает человека к той или иной варне с момента рождения и до смерти? О, это как посмотреть. Во-первых, так ли уж свободен человек в системе Грейвза? Пожалуй, что и нет. Так ли уж жёстко привязан человек к варне исходя из своего рождения? В своей завершающей, уже вырожденной форме - да. Но до предела, определяемого теорией перерождения, реинкарнации. И свободы здесь куда как больше, чем в либеральной модели. А вот у ариев древности, особенно у тех, которые жили на просторах от Дона до Урала - варна воспринималась именно как "уровень жизни". И человек мог пройти за свою жизнь несколько таких уровней.

Мне в высшей степени представляется значимыми, - возможность:
а) - приобретения,
б) - изменчивости, и
в) - наследственности формы сознания,
или, иначе говоря - эволюция сознания.
В каких обстоятельствах духовное развитие многоярусной структуры общества опережает духовную энтропию варн и наоборот?
Как эволюционно сформировались варны и в какой мере их уровень обеспечивается наследуемым положением в них, а в каком обновлением состава, препятствуя их духовной дегенерации?
Не в той ли мере, в которой кастовое бытие - определяет кастовое сознание?
Коловрат писал(а):
Что же касается нас, то нам надо формировать свои "уровни жизни". Например, "творю Мир, формируя среду вокруг себя". Или "в единстве с Природой, выхожу на Поле Стихий".

Если "творю" и "выхожу", то это - "Я".
Что касается - "Нас", то представление о мире каждого из нас может существенно отличаться своим "духовным квалио", расставляющем нас на разные места в системе Грейвза. :)
В этом случае есть риск, что такие действия, как "выхожу" и "творю" могут стать актами индивидуального ублажения самомнения на статичном духовном уровне, что едва-ли можно преодолеть формулой -
"Я - УТВЕРЖДАЮ СВОЙ ДУХОВНЫЙ РОСТ!" (над системой Грейвза) :?


05 янв 2022, 12:16
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти: